Читаю Байбурина «Жилище в обрядах и представлениях славян». Для себя делаю выписки особенно интересного материала.Представления о "буйных" деревьях были зарегистрированы на территории Череповецкого уезда. "Им приписывались особые свойства — разрушительная сила, скрытая и тайная, угадать и указать на которую могут одни лишь колдуны. Такое дерево, с корня срубленное и попавшее между двумя брёвнами в стены избы, без всяких причин рушит всё строение и обломками давит насмерть неопытных и недогадливых хозяев. Даже щепа от таких брёвен, наложенная со зла лихим человеком, ломает и разрушает целые мельницы." С "буйными" деревьями Зеленин сравнивает "стояросовые" деревья белорусов, сербские "сьеновит", "прокудливую" берёзу коми и т.д. Последствия их вырубки представлялись примерно одинаковыми, но они не объясняют смысла запрета. Кажется, существует одна деталь, которая действительно служит для них общим признаком и с помощью которой можно прояснить этот вопрос. Таким признаком является указание на то, что эти деревья, как правило, растут на месте лесных дорог или перекрёстках дорог. Если по отношению к стояросовым деревьям существуют указания на этот факт, то по отношению к буйным деревьям можно предположить, что подобное указание заложено в самом названии: одно из значений слова "буй" (и именно вологодское) — "межа", "грань" (на которое наслаивалось и общее значение слова "буйный" — беспокойный, опасный). Дороги, перекрёстки дорог (а тем более заброшенные и лесные) отчётливо связываются с пребыванием нечистой силы( "перекрёстки чтутся роковыми и нечистыми; тут свершаются чары, заговоры, хоронят самоубийц или найденные трупы и ставят кресты, часовенки для охраны. На перекрёстке черти яйца катают, в свайку играют. На перекрёстке нечистый волен в душе человека") и не менее отчётливо - с комплексом представлений о смерти ("если к тому дому, где больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть", образ дороги в похоронных причитаниях и роль дороги в соответствующем ритуале в связи с мотивом путешествия покойника в иной мир). Показательно, что образ дороги, как и образ дерева, соотносится с двумя типами смерти (естественной и неестественной). Такое совпадение может быть понято в свете этимологических соответствий в славянских словах "дерево" и "дорога", восходящих к одному корню. Об этом же говорят и многочисленные загадки, в которых дорога сопоставляется с деревом, "ыясно истолковываемым как мировое дерево", причём противопоставление горизонтали и вертикали снимается двумя возможными способами. "Лежит брус во всю Русь, встанет - до неба достанет", "когда свет зародился, тогда дуб повалился; и теперь лежит".
Продолжение следует.
@темы:
Ведовское,
Для памяти