А ещё в воскресение ходила в органный зал, там рассказывали про сам инструмент и исполнялись разные произведения. Не понравилось. Орган - это по сути механический синтезатор. Даже тот, кто не играл на фортепиано, если не знает, то точно чувствует, чем отличается фортепиано от синтезатора: у синтезатора звук технически точно выверенный и оттого бездушный. У дешёвых синтезаторов звук по своей силе вообще не меняется в процессе игры. У более дорогих он чуть-чуть приближен к фортепиано засчёт затухания звука, его зависимости от силы нажатия, но всё равно затухание это технически выверено и размножено точной копией на каждую клавишу, а сам звук такой же математически точный. Фортепиано же движения своих струн, молоточков, клавиш черпает напрямую от человеческой души, продлевает как бы её в музыку. Здесь нет математической точности, есть один сплошной "человеческий фактор", несовершенство, которое в конечном счёте само по себе самое прекрасное. Я задала вопрос, а зависит ли сила звука у органа от силы нажатия на клавиши (хотя уже предполагала ответ), и лекторша привела поразительно ярко говорящий пример: "если бы я бросилась на клавиатуру всем телом со всего маху, звук был бы одинаков, как если бы я просто спокойно взяла аккорд". Да, если броситься с такого маху на фортепиано - звуки расскажут о катастрофе, происходящей в человеческой душе или о гневе, решительности, отчаянии. И наоборот если взять аккорд со всей нежностью - он и прозвучит нежно. Орган же и то и то сделает одинаково. Большой механический шкаф с трубами, полностью исключающий человеческий фактор (а точнее, душу человеческую) в музыке. Как шарманка с клавишами. Поэтому он мне не понравился, в нём очень мало подлинного искусства, а человек, играющий на нём, похож на оператора конвеера или другого какого промышленного станка, просто нажимающий на кнопки, двигающий заслонки и.т.д. Недаром его придумали именно немцы...