А сегодня мы были на ДР брата. Наш внешний вид оказался для всех сюрпризом: я была в своём самом лучшем традиционном наряде, а Антон - в своей форме сержанта Нас признали самой патриотичной парой вечера)))
И опять ощущение осталось двойственное. С одной стороны, в наши дни массового производства и торжества ширпотреба всё сделанное вручную действительно вызывает восхищение: вышитая рубаха, лично сшитый сарафан, пояс, вытканный на дощечках, песни аутентичные... С другой, всё это увлечение постоянно незримо преследует вопрос: "Зачем это всё?" 6-летняя племяшка сегодня была крайне удивлена, зачем мне такая длинная одежда, да ещё и нижняя юбка под ней. Она с детской откровенностью сказала мне: "Я тебя не понимаю." И немудрено, почему она не понимает: мама ходит почти всегда в штанах и изредка в коротких юбках, она сама - тоже. Для их семьи сложилась культура, которой уже непонятна русская традиционная культура. И мне как-то неловко было пускаться в длительные рассказы о том, что много-много веков подряд для приличной русской, а ещё раньше - славянской девушки было непристойно появляться в обществе не то, чтобы в одежде покороче - даже в одном слое одежды, чтобы не дай Бог не проступали очертания тела при ходьбе. Ею, маленькой племяшкой, это уже не воспринимается, как что-то навсегда ушедшее.
И я сидела, смотрела на эти современные семьи и думала, так зачем же всё-таки мне это нужно: увлекаться русской традицией и быть среди русских же забавным чужеродным элементом? Они уже не поймут, у них внутри ничего не шелохнётся. Надежды на восстановление национальной цветности нет и больше не будет. Наше общество уже перешло ту критическую черту, после которой вернутсья назад больше нельзя.
Но потом вспомнила, как я всегда "извиняю" существование тех или иных неприятных мне индивидов или событий. Я просто вспоминаю, что этот мир велик и многообразен. Всё в этом мире имеет право быть. Все люди крутятся вокруг того, что выбирают сами же из бесконечного многоцветья и многодорожья этого мира.
Да, моя культура умирает. Но я никогда не оставляю того, что считаю по праву своим или ощущаю родным мне. Я останусь с ней до самого конца. Потому что я не борюсь ни с чем, что происходит вокруг, я не ищу себе славы и восхищения, я просто одна из красок этого мира. Да, я мазок исчезающей "краски" и, возможно, исчезающей с Великого Полотна Жизни уже навсегда. Но пока я живу, я буду именно этого цвета. Так уж сложилось.